Меню
Термины "И"
Идеализация
Идеализация - психический процесс или защитный механизм психики, связанный с нереалистичным завышением личностных атрибутов объекта. Индивиду, превозносимому до экзальтированного признания его совершенством, могут приписываться противоречивые качества, соотносимые с либидинозным или агрессивным влечением. Идеализация сопровождается чувствами восхищения, благоговения, почитания, обожествления.

В процессе развития одним из способов, которым ребенок может уберечь себя этих подавляющих страхов, является вера в то, что кто-то, какая-то благодетельная всемогущая сила обеспечивает защиту – сначала это убежденность маленьких детей в том, что их мать или отец способны к сверхчеловеческим деяниям. Люди и в дальнейшем развитии несут в себе остатки потребности приписывать особые достоинства и власть людям, от которых они эмоционально зависимы. Нормальная идеализация является существенным компонентом зрелой любви. У некоторых людей, однако, потребность идеализировать остается более или менее неизменной еще с младенчества. Томление по всемогущественному заботящемуся существу естественным образом выражается в религиозных верованиях. В целом, чем более зависим человек, тем сильнее для него соблазн идеализации.

В патологии, если человек строит свою жизнь так, что создается впечатление, что он стремится ранжировать все аспекты человеческого бытия согласно ценности в сравнении с несовершенными альтернативами; а также что он мотивирован поиском совершенства - как через слияние с идеализированными объектами, так и через совершенствование собственного Я – его можно рассматривать как нарциссического. Другие свойства характера нарциссических личностей, такие как потребность постоянно заново убеждаться в своей привлекательности, силе, известности и значимости для других, можно вывести из зависимости от примитивной идеализации.
Идентичность
Идентичность - восприятие человека самого себя как уникального, целостного, единого во времени и отношении к окружающему миру. Чувство идентичности, субъективное переживание, возникает с осознанием ребенком того, что он существует как индивид в мире среди других сходных внешних объектов, но обладает и собственными желаниями, мыслями, воспоминаниями и внешним видом, отличными от других. По Э.Эриксону, который сделал проблему идентичности центром своей исследовательской и терапевтической деятельности, "термин идентичность... означает одновременно и устойчивую внутреннюю тождественность... и устойчивое сходство некоторых основных свойств с другими людьми".

В основе формирования чувства идентичности лежит развитие образа тела, обретаемого в процессе сепарации-индивидуации, и достигает относительной стабильности лишь с завершением подросткового периода, когда разрешаются проблемы бисексуальной идентификации с обоими родителями. Эриксон считал, что формирование идентичности начинается там, где идентификация становится непригодной.

Идентификация
Идентификация - защитный механизм психики, процесс осознанной (или частично бессознательной) попытки стать похожим на другого человека. Эта способность развивается естественным образом, начиная с ранних инфантильных форм, содержащих желание проглотить другого человека целиком, до более тонких и субъективно произвольных процессов выборочного принятия качеств другого человека. Считается, что потенциал идентификации расширяется и модифицируется в течение всей жизни и является основой психологического роста и изменений (в теории защитных механизмов психики следует отличать высшую идентификацию от примитивных - проективной и идентификации с агрессором).

Так как идентификация представляется средством на все случаи жизни, она более часто используется как защита в случаях эмоционального стресса (когда подвергаются проверке на прочность имеющиеся субъективные представления о том, кто ты есть). Очевидно, смерть и потеря подталкивают к идентификации с утраченным объектом любви, а затем - с теми, кто займет место утраченного в эмоциональном мире человека. Желание подростков найти героев, с которыми они могли бы соревноваться в попытках справиться со сложными требованиями пубертатного периода, наблюдается в течение многих веков. Некоторые люди идентифицируются более легко и гибко, чем другие, представляя собой как бы "промокашку", впитывающую любые психологические чернила. Очевидно, к группе риска относятся те, кто хотя бы в малейшей степени страдает от нарушения базовой идентичности.
Ид (Оно)
Ид (Оно) (психоаналитический термин) - в концепции З. Фрейда одна из структур личности, характеризующаяся абсолютной неосознанностью. Ид содержит в своем арсенале влечения, желания, потребности, импульсы и инстинкты, которые требуют воплощения и разрядки. Кроме того, Ид - это средоточие всей психической энергии, которая высвобождается при разрядке влечений, и расходуется на все нужды и структуры личности. Ид воплощает в человеке сферу «хочу» и находится в постоянном конфликте со структурой «Супер-Эго», которая реализует принципы «надо», «должен», «нельзя», «обязан» и т.п. подавления и ограничения желаний, в соответствии с социальными нормами и нравственными запретами. Доминирование в личности структуры Ид проявляется импульсивным поведением - «импульсивностью» (или «полезависимостью» - термин К. Левина), которые преобладают до 2-3 лет, когда ребенок не имеет еще возможностей для полноценного контроля за своими желаниями и проявлениями. Но постепенно, по мере взросления и накопления опыта, под влиянием обучения и воспитания, человек становится способным не только примитивно ограничивать сферу своей инстинктивной природы, но и гармонично сочетать желания и возможности внешней ситуации. При этом влечения и потребности реализуются таким образом, чтобы человек не испытывал при этом муки совести и не страдал от того, что пошел наперекор собственной системе ценностей и представлений о должном поведении.

В неблагоприятных условиях жизни, при отсутствии должного воспитания и руководства формирование систем контроля бывает затруднено.

Изоляция
Это один из защитных механизмов психики. Примитивная изоляция – или аутистическое фантазирование – это психологический уход в другое состояние сознания – как для перевозбужденного или расстроенного ребенка - это засыпание, так для взрослого - это уход от социальных или межличностных ситуаций и замещение напряжения, происходящее от взаимодействий с другими, стимуляцией, исходящей от фантазий их внутреннего мира. Склонность к использованию химических веществ для изменения состояния сознания также может рассматриваться как разновидность изоляции.

Очевидный недостаток защиты изоляцией состоит в том, что она выключает индивида из активного участия в решении межличностных проблем. Человека, привычно изолирующегося и исключающего другие пути реагирования на тревогу, аналитики описывают как шизоидного. О.Фенихель считал, что данный механизм защиты превалирует в компульсивных неврозах, когда пациенты не забывают своих патогенных травм, но утрачивают их связи и эмоциональная значимость.

Достоинство же изоляции как защитной стратегии состоит в том, что, позволяя психологическое бегство от реальности, она почти не требует ее искажения. Человек, полагающийся на изоляцию, находит успокоение не в непонимании мира, а в удалении от него. Благодаря этому, он может быть чрезвычайно восприимчив и креативен.

Изоляция может быть и высшей защитой в случае Изоляции аффекта - отделения аффективного аспекта переживания или идеи от своей когнитивной составляющей. Изоляция аффекта считается самой примитивной из «интеллектуальных защит», а также базовым образованием в механизме действия таких психологических операций, как интеллектуализация, рационализация и морализация. Общим для всех этих защит является отсылка в бессознательное личностного, внутреннего значения любой ситуации, идеи или внешних обстоятельств. Когда первичной защитой становится изоляция, и паттерн жизни отражает завышенную оценку значимости рассуждений и недооценку чувств, тогда структура характера определяется как обсессивная. Данная защита является типичной для навязчивых неврозов.

Инверсия
Инверсия - это замена человеком внешних объектов или их элементов, а также свойственных ему внутренних желаний, мотивов деятельности на другие, часто противоположные. В современной психоаналитической литературе вместо термина "инверсия" используется понятие "гомосексуализм".

Инверсия может быть абсолютная, периодическая и случайная. На основе психологического рассмотрения инверсии 3. Фрейд пришел к выводам, согласно которым: между сексуальным влечением и сексуальным объектом нет такой прямолинейной связи, как она представляется на первый взгляд; сексуальное влечение сначала не зависит от объекта и не обязано ему своим возникновением; среди факторов, оказывающих влияние на выбор сексуального объекта, важную роль играет сексуальное запугивание в детстве; отсутствие сильного отца в детстве нередко благоприятствует инверсии; отсутствие одного из родителей (смерть, развод), после чего оставшийся родитель привлекает к себе всю любовь ребенка, создает возможность для возникновения инверсии; одни инвертированные относятся к своей сексуальной ориентации как к чему-то само собой понятному и отстаивают ее равноправие наряду с нормальной сексуальной деятельностью; другие - ощущают инверсию как болезненную навязчивость, и их сопротивление этой навязчивости может составить условие, благоприятствующее терапевтическому воздействию психоанализа.

Инсайт
Инсайт означает мгновенное ясное понимание, осознание происходящего, смысла своей деятельности, приводящее к изменению человеком своего поведения и к установлению иных отношений с собой и окружающими людьми; достигается, по-видимому, интуитивно. В процессе психоаналитического лечения он может проявиться в виде внезапного озарения или понимания, называемого "ага"-переживанием, благодаря которому определяющие факторы и связи идеи или фрагмента поведения, либо более глобальные аспекты индивидуального способа видения и чувствования видятся в перспективе. Чаще, однако, инсайт достигается постепенно, сопровождаясь медленно прогрессирующим знанием о себе. По мере интерпретации сопротивлений вытесненное содержание возвращается и теперь принимается Я, благодаря чему облегчается психическая реорганизация. Окончательный инсайт содержит два компонента - эмоциональный и когнитивный; само по себе когнитивное осознание не приводит к терапевтическому изменению. Нередко когнитивный компонент инсайта в процессе психической реорганизации вытесняется снова, но приобретенная эмоциональная свобода сохраняется .

В психиатрии термин часто применяется для обозначения осознания пациентом собственного психического нездоровья, которое типичным образом отсутствует при психозах, но имеет место при неврозах.

Инстинкт
Инстинкт есть специфический для вида поведенческий паттерн, преимущественно основанный на наследственности и поэтому относительно независимый от научения.

Психоанализ поставил вопрос о необходимости осуществления различий между инстинктами и влечениями. Так, Э. Фромм заменил понятие «инстинкт» термином «органическое влечение» и провел разграничение между естественными влечениями, которые коренятся в физиологических потребностях, и человеческими страстями, которые наличествуют в характере. Он подчеркивал, что «инстинкты - это ответ на физиологические потребности человека, а страсти, произрастающие из характера (потребность в любви, нежности, свободе, разрушении, садизм, мазохизм, жажда собственности и власть), - все это ответ на экзистенциальные потребности, и они являются специфически человеческими»

Интеллектуализация
Интеллектуализация - защитный механизм личности как процесс мыслительной деятельности, подменяющий эмоциональное переживание и препятствующий чувственному восприятию реальности, вариант более высокого уровня изоляции аффекта от интеллекта.

Интеллектуализация сдерживает обычное переполнение эмоциями таким же образом, как изоляция сдерживает травматическую сверхстимуляцию. Когда человек может действовать рационально в ситуации, насыщенной эмоциональным значением, это свидетельствует о значительной силе Я, и защита действует эффективно. Однако, если человек оказывается неспособным оставить защитную когнитивную неэмоциональную позицию, то другие склонны интуитивно считать его эмоционально неискренним и его способности к игровому поведению становятся сильно ограниченными.

Интерпретация
Интерпретация - основной вид деятельности аналитика во время лечения, процесс, в ходе которого аналитик словами выражает то, что он понял в психической жизни пациента. Понимание основывается на описании пациентом своих воспоминаний, фантазий, желаний, страхов и других элементов психического конфликта, прежде им не осознававшихся либо осознававшихся неполно, неточно или в искаженной форме. Интерпретация основывается также на наблюдениях за тем, как пациент искажает отношения с аналитиком, чтобы встретиться с бессознательными потребностями и оживить прошлые переживания.

Генетическая интерпретация связывает и соотносит чувства, мысли, конфликты и поведение в настоящем с их историческими предшественниками, часто обращаясь к раннему детству. Реконструкция, являясь частью генетической интерпретации, представляет собой "сборку" информации о психологически значимых ранних переживаниях. Эта информация извлекается из сновидений, свободных ассоциаций, трансферентных искажений и других источников аналитических данных. Динамическая интерпретация направлена на прояснение конфликтующих психических тенденций, проявляющихся в поведении, чувствах и других формах психической деятельности. Интерпретация переноса раскрывает и объясняет искажения психоаналитических взаимоотношений, основанные но смещении на фигуру аналитика чувств, установок и способов поведения, изначально относившихся к значимым фигурам из прошлого пациента, обычно к родителям, братьям и сестрам.

Аналогическоя интерпретация, обычно предполагающая материал сновидений, раскрывает и проясняет абстрактные идеи, которые из-за сложности их непосредственной репрезентации в психических образах представлены в аллегорической форме материалом, до некоторой степени свободно соотносимым с абстрактными мыслями.

Интерпретация обычно предполагает дополнения и изменения со стороны аналитика и пациента по мере появления нового материала. Процесс интерпретации позволяет пациенту понять свою прошлую и настоящую внутреннюю жизнь по-новому, менее искаженно и более полно, что дает возможность изменения чувств, установок и поведения.

Интроекция
Интроекция - защитный механизм психики, процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. В своих благоприятных формах она ведет к примитивной идентификации со значимыми другими. Маленькие дети вбирают в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых в их жизни людей.

В непозитивных формах интроекция представляет собой очень деструктивный процесс. Интроекция - самая архаичная нацеленность на объект. Идентификация посредством интроекции – наиболее примитивный тип отношения к объектам. . Поэтому любой последующий тип объектого отношения, сталкиваясь с трудностями, может регрессировать к идентификации, а любая последующая инстинктивная цель – к интроекции.

Из патологических видов интроекции можно выделить «идентификацию с агрессором», когда для овладения своим страхом и страданием, люди перенимают качества мучителей – этот механизм ярко проявляет себя при характерологических предрасположенностях к садизму и эксплозивности.

В другом случае, при глубокой привязанности к другому человеку, он интроецируется, и его репрезентации внутри становятся частью идентичности. Если же человек в случае смерти или расставания не в состоянии с течением времени внутренне отделиться от любимого существа, образ которого был им интроецирован, и не может эмоционально переключиться на других людей, он будет постоянно чувствовать себя «уменьшенным», недостойным, истощенным и потерянным. Людей, систематически использующих интроекцию для уменьшения тревоги и сохранения целостности собственного Я путем удержания психологических связей с неудовлетворительными объектами ранних лет жизни, можно со всем основанием рассматривать как характерологически депрессивных.

Инфантильная амнезия
Инфантильная амнезия - утрата воспоминаний детства того периода, когда ребенок обладал способностью живо реагировать на различные впечатления, вызывавшие у него глубокие переживания, связанные с проявлением любви, ревности, ненависти и других чувственных страстей.

Странное, на первый взгляд, и удивительное, ранее, до З.Фрейда, не попадавшее в поле зрения ученых, психическое явление, выражающееся в том, что детские годы (обычно до 5-6 лет) окутаны у большинства людей «амнестическим покрывалом».

Ранние впечатления и переживания, которые впоследствии забываются и становятся недоступными для воспоминания взрослых людей, в действительности оставляют глубокие следы в душевной жизни и оказывают решающее влияние на дальнейшее развитие человека. Пытаясь раскрыть природу психического феномена утраты воспоминаний детства и понять то, какие силы совершают вытеснение из памяти детских впечатлений и переживаний, 3. Фрейд сформулировал два предположения, которые легли в основу классического психоанализа. Согласно первому предположению, имеются точки соприкосновения между душевной жизнью ребенка и невротика, и, следовательно, кто сумеет разрешить загадку инфантильной амнезии, тот сможет объяснить и истерическую амнезию. В соответствии со вторым предположением, решение загадки инфантильной амнезии связано с признанием того, что эта амнезия находится в тесной связи с сексуальными переживаниями детства.

Инфантильный невроз
Инфантильный невроз - психическое расстройство, проявляющееся в раннем детстве, сказывающееся на формировании внутренней структуры ребенка, его психической организации и защитных механизмов, а также служащее прототипом возможного развитии невроза взрослого человека.

3. Фрейд соотносил инфантильный невроз с теми психическими нарушениями, которые могут иметь место в период возникновения и преодоления эдипова комплекса. Чаще всего преодоление эдипова комплекса сопровождается внутрипсихическими конфликтами, сшибкой между сексуальными влечениями, комплексом кастрации, завистью к пенису и зарождающимся на этой стадии развития чувством вины, что ведет к инфантильному неврозу. Как полагал 3. Фрейд, эдипов комплекс является ядром невроза. В современной психоаналитической литературе широко распространенной является представление о том, что инфантильный невроз характерен для самых ранних стадий развития ребенка, особенно в том случае, когда в силу различного рода обстоятельств эмоциональные отношения между матерью и младенцем полностью отсутствуют или оказываются недостаточно теплыми.

Истерия
Истерия - невротическое заболевание, имеющее многообразные клинические проявления и характеризующееся разнообразным расстройством телесных (моторных, сенсорных, визуальных) функций и психических состояний человека. Люди с истерической структурой личности характеризуются высоким уровнем тревоги, напряженности и реактивности - особенно в межличностном плане. Люди с такой структурой характера театрально демонстративны, кокетливы, лабильны в настроениях, склонны к отыгрыванию эдиповых фантазий, но при этом боятся сексуальности и сдержаны в действиях.

Психоневрозы Фрейд разделял на две категории - истерический невроз и невроз навязчивости. Фрейд различал также два вида истерии - конверсионную истерию и истерию страха. При конверсионной истерии больной пытается справиться с психическим конфликтом, обращая его в телесные симптомы или посредством диссоциации; при истерии страха Я не преодолевает страх вопреки обсессивным и, прежде всего, фобическим механизмам. В настоящее время истерию страха принято обозначать как фобический невроз или смешанный психоневроз.

Конверсионная истерия характеризуется: 1) телесными симптомами, изменчивыми по природе и связанными с психическими функциями и значениями, а не с анатомическими и физиологическими нарушениями (анестезия, боль, паралич, тремор, глухота, слепота, рвота, икота и т.п.) ; 2) внешним эмоциональным безразличием к серьезности симптомов; 3) эпизодическими психическими состояниями (самостоятельными или сочетающимися с перечисленной выше симптоматикой), известными как истерические припадки. Последние включают диссоциацию определенных психических функций, не нарушающими сферу сознания или исключающими возможность нормального осознания, что приводит к таким расстройствам, как раздвоение личности, сомнамбулизм, общая амнезия и т.п. Нередко истерические припадки выражаются в сложных фантастических историях, которые могут быть проанализированы так же, как элементы сновидений.

Синдромы истерии индивидуальны, и анализ показывает, что они исторически обусловлены специфическими вытесненными прошлыми переживаниями. Выбор симптома (включая пораженный орган или область тела) преимущественно основан на содержании бессознательной фантазии, эротогенности области, ранних идентификаций и возможностей органа в символизации задействованных сил.

Появление истерических симптомов связано с пробуждением конфликтов, относящихся к эдипову периоду психосексуального развития. Основную опасность представляет желание объекта инцестуозной любви. Кроме того, как показал еще Фрейд, для определенных типов истерии немалое значение имеют догенитальные, в частности, оральные конфликты. Основными формами защиты выступают вытеснение, регрессия, сексуализация и идентификация, приводящие к диссоциированной телесной и аффективной симптоматике, которая действует как искаженный заместитель и компромисс по отношению к изначальному детскому сексуальному удовлетворению.

Обычной истерогенной ситуацией является семья, где маленькая девочка мучительно сознает, что один или оба родителя значительно больше расположены к ее брату(братьям), или если чувствует, что родители хотели, чтобы она была мальчиком; также если она замечает, что ее отец и другие члены семьи мужского пола обладают значительно большей властью, чем она, мать или сестры. Отцы многих истерических женщин - личности одновременно внушающие страх и соблазнительные. В формирование истерической структуры личности вносит свой вклад ощущение проблематичности чьей-либо сексуальной идентичности. Так, мальчики, выросшие при "матриархате, где их принадлежность к мужскому полу была опорочена, развиваются также в истерическом направлении.

Психоанализ - предпочтительный метод лечения истерии; прогноз успешности лечения - от хорошего до самого благоприятного.