Меню
Термины "А"
Абстиненция
Воздержание, выступающее в классическом психоанализе в качестве одного из правил или принципов аналитической терапии. Абстиненция (или правило абстиненции) говорит о том, что в психоанализе пациент не должен находить замещающего удовлетворения своим симптомам. Посредством нейтральной установки, принимающей в равной мере любые проявления пациента, он лишается возможности удовлетворить свои желания. В классической технике лечения неврозов это правило до сих пор сохраняет своё огромное значение. Но при аналитическом лечении особенно тяжёлых пациентов, корни расстройств которых простираются до очень раннего детства, психоаналитик иногда дистанцируется от правила абстиненции, хотя и делает это в осторожной, дозированной форме.

В процессе становления психоаналитической техники принцип абстиненции был введен Зигмундом Фрейдом. В докладе «Что ждет в будущем психоаналитическую терапию?», на II Психоаналитическом Конгрессе в Нюрнберге в 1910 г., он говорил о необходимости рассмотрения важных вопросов, которые могут возникать при лечении невроза навязчивости, в какой степени можно разрешить «некоторое удовлетворение влечений больного», с которыми приходится бороться, оказываются ли по своей природе эти влечения активными (садистскими) или пассивными (мазохистскими)?

В современной психоаналитической литературе существуют различные точки зрения на необходимость соблюдения принципа абстиненции. Одни психоаналитики придерживаются взглядов З. Фрейда, считая абстиненцию необходимой предпосылкой любого аналитического лечения. Другие подвергают сомнению полезность данного принципа применительно ко всем психически больным людям и допускают отступление от этого принципа при работе с некоторыми пациентами. Третьи исходят из того, что «неустанная абстиненция со стороны аналитика может серьезно исказить терапевтический диалог, провоцируя бурные конфликты, которые являются в большей степени артефактом позиции терапевта, чем подлинной манифестацией изначальной психопатологии пациента».
Агрессия
Всё поведение, связанное с конфликтами, называют агонистическим, оно включает агрессию, аутоагрессию, застывание и бегство.

Агрессивные импульсы обычно подавляются в жизни, но, тем не менее, они постоянно возникают в глубинах бессознательного как, вероятно, первичная энергия эквивалентная либидо. Точка зрения этологов состоит в том, что энергия агрессии в эволюции непосредственно перекрывается сексуальностью и неотделима от либидо. Это заметно уже на уровне рептилий, у которых отсутствует поведение поддержки, а сексуальность всегда проявляется в агрессивном контексте. Существует внутренняя мотивация к агрессии, которая не связана с внешними импульсами. Если агрессии не предоставлены другие выходы или нет переадресации агрессии, эти импульсы могут оборачиваться против самого индивида: становятся аутодеструктивными, они также выступают как чувство вины или тревоги, если эта энергия смещается. Иногда смещение выглядит как активный аутогруминг (прихорашивание) или спортивные состязания, являющиеся своеобразным клапаном безопасности. В результате смещения агрессия превращается в весьма сложные ритуалы. Агрессия подавляется субмиссией (подчинением) жертвы, увеличением территории, едой и питьем, оргастической разрядкой.

Тем не менее агрессивные импульсы могут быть трансформированы в поведение жертвы, так, например, жертва, желая свести счёты с агрессором, не в состоянии это сделать и умышленно берёт на себя вину, демонстрируя субмиссию (подчинение). Другой человек в сновидении может выглядеть агрессором, в то время как сновидящий представляется жертвой или невинным свидетелем, изолированным от насилия или даже испуганным им. Сновидения могут быть разоблачением сновидящего в плане его предполагаемой агрессии и её возможных последствий. На самом деле агрессия может быть инструментом выполнения других задач (например, педагогической, защита детей, материнская агрессия).

Некоторые аспекты жизни человека связаны с угрозами агрессора, находящегося рядом (например, член семьи или группы), которого он идентифицирует с собой. В этом случае он может наблюдать во сне трансформацию образа в домашнее животное (например, кошку или собаку), которое на него нападает.

К поведенческим признакам агрессии относятся сжатие руки в кулак, оскал и, следовательно, демонстрация зубов, увеличение плеча, демонстрация паха, замахивание, резкие и неожиданные жесты, пристальный взгляд, жевание, демонстрация нижней челюсти. Поэтому такие элементы, как гениталии, зубы, вытянутая рука, глаз, кулак, должны рассматриваться как агрессивные. Данные символы улавливаются в зубчатых орнаментах, украшениях стен и носят защитный смысл. Агрессия разворачивается по этапам: агрессивно-предупредительному, в котором проявляются лишь паттерны намерений, агрессивно-конфликтному и агрессивно-контактному. Непосредственное, прямое проявление агрессии у животных и человека невозможно, всегда присутствуют предупредительная и конфликтная стадии, они, естественно проявляются в символах интерперсональных отношений. Культуральные и расовые особенности проявления агрессии выражаются в том, что в разных этносах существуют относительно приемлемые формы презентации, переадресации или смещения агрессии. Так в некоторых этносах вполне допустимым является переадресация оскорбления индивида на членов его собственной семьи (жену, детей, домашних животных). В других этносах такой агрессивный аффект допускается в состоянии алкогольного опьянения и ассоциируется с особым проявлением "любви". В одних этносах агрессивные паттерны проявляются в жесте, но скрываются в мимике, в других они преимущественно проявляются в позе. Аутоагрессивное поведение также имеет стадию намерений, которая проявляется в субмиссивных паттернах избегания, уменьшения размеров, прятанья, стадию выраженного аутоагрессивного поведения вплоть до суицида. Оно также имеет культуральную окраску, которая, в частности, проявляется в приемлемости или неприемлемости суицида в ряде культур и этносов. Поведение агрессии проявляется в педагогике (педагогическая агрессия) и семье, такая агрессия определяет границы свободы индивида, и она присутствует во всех культурах.

Большинство символов агрессии совмещается с доминантностью, a символы аутоагрессии с субмиссивностью и поведением жертвы.

Агрессор и жертва. Поведение агрессии в случае фрустрации, то есть препятствия в достижении цели, может переходить в поведение

жертвы. Стилистика поведения жертвы является предметом науки - виктимологии. Напротив, жертва при определённых обстоятельствах становится агрессором. Это поведение называется агрессией жертвы. Жертва, как и агрессор, имеет метки поведения. Это метки субмиссии. При угрозе детёнышу мать, являясь заведомо более слабой, чем агрессор, и в обычных обстоятельствах являющаяся жертвой, тем не менее, нападает, это - материнская агрессия. Родители, являющиеся в детстве защитой, становятся разрушительным тормозом роста индивида. Эта тема вновь возникает во снах молодых людей вследствие ухода из дома и разрыва с прежним семейным окружением. Имеют значение орудия ограждения и поведение жертвы. Наиболее адекватным способом смещения агрессии является создание клапана безопасности. В этой роли чаще всего выступает спортивная игра. Поэтому символика спортивной игры прямо указывает на агрессивный контекст. В классическом анализе предполагается, что агрессивный контекст совпадает с гомосексуальностью и является ее маскировкой.

Сексуальное влечение как агрессия. Агрессия и страсть часто не дифференцированы в сновидениях. Так, удар палкой или нападение, особенно в сновидениях женщин, означает половое нападение. Такие сновидения носят глубинный характер, поскольку в эволюции агрессия и сексуальность были совмещены, при этом пассивная роль ассоциирована с женской, а агрессивная - с мужской. Между тем степень выраженности агрессии у женщин также связана с фазой овуляции. В период, предшествующий месячным, агрессивность повышается. Умиротворяющее влияние, то есть снижающее агрессию, оказывает у мужчин детское поведение.

Нападения лица своего пола. При агрессии внутри одного пола, отсутствует вмешательство другого пола, особенно это касается конфликтов между женщинами. Нападению предшествует дегуманизация противника, которая облегчает прямое проявление конфликта. В психоанализе данное поведение ассоциировано с пассивным гомосексуализмом. Вероятно, при этом замещение символики агрессии символикой "клапана" безопасности, например спортивной игрой, в которой, как известно, существуют половые различия и состязания происходят в пределах одного пола.

Агрессия или ярость в сновидениях мужчины. Аффективная насыщенность агрессии может привести к сужению сознания. Преувеличение агрессии может быть результатом приукрашивания - ритуализации, и носит иногда демонстративный характер. Ярость мужчины может быть результатом деятельности скрытой женской стороны натуры в случаях маскировки Анимы от самого себя. Аналогично женщина направляет свою ярость на мужчину в связи с попыткой отрицания своей мужской натуры - Анимуса. Преувеличенную ярость, направленную на лиц своего пола, обычно ассоциируют с бисексуальностью.

Материнская агрессия. Агрессия против источников, угрожающих собственному ребёнку. Вероятно, скрывает бессознательную агрессию против самого ребёнка. Например, гиперопека ребёнка и его перекармливание могут быть скрытыми признаками высокой тревоги (ребёнок как инструмент защиты), агрессии, направленной против ребёнка, или агрессии против ближайшего окружения.

Аутоагрессия и агрессия жертвы. Переадресация агрессии на себя в связи с невозможностью её прямого проявления. Проявляется символами утраты частей собственного тела, деструкции, включая татуирование, покрытие шрамами и пирфинг (прокалывание). Наиболее ярким символом аутоагрессии во снах является автокатастрофа и авария. Вероятно, если в момент катастрофы за рулём в сновидении находится конкретный человек, на него переносится ответственность за разрушительную семантику.

Инструмент агрессии. У самцов приматов фаллическая угроза является одним из агрессивно-предупредительных признаков. Предметные инструменты агрессии обычно ассоциируются с фаллосом, однако следует учитывать, что существует и женский генитальный дисплей (угроза вульвой). К агрессивному дисплею должны относиться щипцы, рот, челюсти, глаз (пристальный взгляд), жевание, кулак, увеличение плеча.

Акула и её челюсти. Символ агрессии, относящейся к матери. На островах Океании не змеи, а акулы являются главным источником страха.

Акцентуация
Акцентуация - заостренная, чрезмерно выраженная, гипертрофированная черта (или несколько черт) характера. Акцентуация - это крайний вариант нормы. Акцентуированные черты не препятствуют общей нормальной адаптации личности, но делают человека уязвимым в определенных ситуациях, к которым он наиболее чувствителен. Именно в этих ситуациях происходят дезадаптивные срывы. Отчетливое оформление акцентуаций характера в онтогенезе происходит на рубеже подросткового возраста, под влиянием начала полового созревания (пубертата). При благополучном и удовлетворительном развитии человека (поддержка близких, наличие друзей, школьная и (или) внешкольная успешность) постепенно акцентуации начинают «сглаживаться» и характер приобретает большую гармоничность и устойчивость. Происходит это, примерно, к периоду 21-25 лет. При не очень благоприятном развитии акцентуации могут сохраняться в заостренном виде длительное время или даже трансформироваться в психопатии.
Агрессия
Импульс или намерение, предопределяющее такое поведение человека, которое характеризуется разрушительностью и деструктивностью. Для Фрейда «агрессивное влечение» являлось той частью влечения к смерти, которая посредством мышечной деятельности направляется вовне.

1. Пока не обнаруживаются какие-либо иные источники агрессии, кроме психических. Агрессию всё ещё не удаётся связать с каким-либо физиологическим феноменом, разве что с церебральными функциями.

2. В настоящее время не существует никаких доказательств того, что агрессивное влечение может быть «масштабом привязанности соматических процессов к психической жизни».

3. Одинаково ведут себя агрессия и либидо по отношению к принципу наслаждения-неудовольствия. В общем обнаруживается, что у обоих влечений разрядка сопровождается наслаждением, а её невозможность связывается с неудовольствием.

4. Целью агрессии далеко не всегда является разрушение оккупированного (пленённого) объекта. Эта цель оказывается очень вариабельной и тесно связанной с имеющимся у субъекта жизненным опытом и функционированием сферы Я.

Нередко считают, что Фрейд признал значение агрессивности очень поздно. Об этом, казалось бы, свидетельствуют такие его высказывания: "Почему нам понадобилось так много времени, чтобы, наконец, признать влечение к агрессивности? Почему мы колебались, прежде чем использовать в теории факты, которые очевидны и знакомы любому человеку?"

Психоанализ придает агрессивности все большее значение, показывая, что она рано включается в развитие субъекта и выявляя сложную картину ее связей и разрывов с сексуальностью. Эта эволюция идей приводит к попыткам обнаружить в основе агрессивности единый фундаментальный субстрат всех влечений - влечение к смерти.

Ажитация
Ажитация - состояние волнения, возбуждения, возникающее в ситуациях угрозы существованию.
Актуальный невроз
Определенные невротические симптомы, отличающиеся от таковых при психоневрозах (истерии, фобиях и неврозе навязчивости по трем основаниям:

1. Причиной актуального невроза является сексуальная жизнь индивида в настоящее время, в то время как психоневроз связан с событиями раннего детства,

2. Этиология актуального невроза- соматическая, психоневроза- психическая и этиологическое значение сексуальной жизни является общим при актуальных неврозах.

3. По своей природе эти неврозы "не дают возможности применить психоанализ", который должен, по словам Фрейда, предоставить задачу их объяснения "биологическому медицинскому исследованию".

Основные формы актуальных неврозов: неврастения, невроз страха и иппохондрия- иногда встречаются в чистом виде, но чаще смешиваются друг с другом и с психоневротическими заболеваниями.

Позже Фрейд уточняет: тревога при актуальном неврозе, так же, как и при неврозе травматическом, связана с чрезмерной стимуляцией. Когда пациент лишен нормальной сексуальной разрядки, эта тревога «наполняет» тело напряжением. Это напряжение, достигнув некоторого критического максимума, находит выражение посредством «запасной» автономной разрядки. Так может быть описана первая психоаналитическая теории тревоги, в соответствии с которой тревога представляет собой трансформированное либидо. Позже, в рамках второй теории тревоги, Фрейд рассматривает ее как сигнал об опасности.

В современной психоаналитической теории и практике в чистом виде данное понятие используется редко, так как выявлено, что когда либидинозные потребности не находят выхода всвязи с защитным конфликтом, могут появиться неспицифические симптомы, то есть любой психоневроз может сопровождается своего рода вторичным актуальным неврозом и недостаток сексуального удовлетворения может приводить к раздражительности, напряженности и необъяснимой усталости. Такие же симптомы могут возникать и в результате защитного подавления агрессивности.



Амбивалентность
Термин, введенный швейцарским психиатром Э. Блейлером, и описывающий одновременное существование противоречащих друг другу и противоположных чувств, тенденций и установок по отношению к одному и тому же объекту (любовь и ненависть, желание и нежелание, активность и пассивность и т. д.).

Будучи нормальным явлением в жизни человека, амбивалентность чувств может достичь такой степени проявления, которая характеризуется развитием невротического расстройства. Как показал З.Фрейд, при фобиях (навязчивых страхах конкретного содержания), ненависть, как одно из амбивалентных чувств, противоположных любви, переносится на замещающий объект.

Понятие амбивалентности использовалось основателем психоанализа при рассмотрении переноса, с которым приходится иметь дело аналитику в процессе лечения пациентов- он подчеркивал его двойственный характер, имеющий позитивную и негативную направленность.

Амбивалентность присуща большинству психических явлений, благодаря разделению психики на ид, эго и суперэго, к одному и тому же решению, действию мы можем относиться амбивалентно - одной частью психики принимать что-то, другой - отвергать.

Анальная фаза, анальный характер
Стадия инфантильного развития, на которой либидозное (сексуальное) влечение сосредоточено на анусе (заднем проходе). На этой стадии психосексуального развития ребенка, характерной для возраста от 2 до 4 лет, ребенок проявляет особый интерес к дефекации и мочеиспусканию, расширяет сферу управления собственным телом, приобщается у процессам социализации.

Анальная фаза инфантильного развития оказывается полем столкновения двух противоположных установок ребенка: его ориентации на удовлетворение физиологических потребностей, доставляющей ему удовольствие, и необходимость выработки определенной тактики и стратегии поведения, связанного с положительными и отрицательными эмоциями взрослых на его действия. В результате у ребенка могут возникнуть различного рода страхи, связанные с неспособностью осуществления контроля над дефекацией и мочеиспусканием (особенно во время сна), осуждением со стороны взрослых и возможным наказанием за «недостойное поведение». На этой почве у ребенка возникают внутри психические конфликты, разрешение которых может сопровождаться проявлением садо-мазохистических тенденций, агрессивных импульсов, вспышек гнева, неожиданной замкнутости, вызванной к жизни чувством стыда.

В этот период осуществляется и формирование того типа невротического характера, который принято называть в психоанализе «анальным характером». Согласно 3. Фрейду, у людей с подобным типом характера обнаруживаются, как правило, следующие черты: аккуратность, бе­ режливость, упрямство. Их аккуратность проявляется не только в физической чистоплотности, но и в добросовестности, с которой они относятся к исполнению любого дела, вплоть до незначительных обязательств. Их бережливость может доходить до размеров скупости. Их упрямство может переходить в упорство и сопровождаться проявлением гнева, мстительности. Часто эти три свойства оказываются тесно связанными между собой и составляют одно целое, что позволяет говорить о специфическом типе характера, связанном с особенностями функционирования ануса, проявляющимися на ранней стадии инфантильного развития, когда анальная зона имела гиперакцентирующую эрогенность.

Анима и Анимус
Анима и Анимус (юнгинианские термины) - бессознательные структуры человеческой личности, которые представляют интерсексуальные связи в душе каждого индивидуума. Анима представляет женское начало в бессознательном каждого человека, а Анимус - мужское. По К. Юнгу каждый мужчина несет в себе женский образ и женское начало, а в каждой женщине имеет место мужской образ и мужское начало. Эти мужские и женские начала представляют собой интеграцию всего родового опыта (архетипы) женственности и мужественности, а также содержат более конкретные образы отца и матери, как представителей разных полов. Анима и Анимус, как архетипы, наиболее активно влияют на поведение, проявляясь в снах и фантазиях, как фигура противоположного пола, и действуют в проекциях, как одно из оснований привлечения или отталкивания.
Аффект
Чувственное, эмоциональное состояние, переживаемое человеком в процессе его жизнедеятельности. Психоанализ признает физиологические составляющие аффекта, но в своей исследовательской и тераевтической деятельности имеет дело с его психическими проявлениями.

С точки зрения 3. Фрейда, психическое заболевание происходит потому, что закрывается нормальный выход возникшим аффектам. Сущность заболевания состоит в том, что защемленные аффекты получают ненормальное развитие: они остаются в психике человека и отягощают его жизнь как источники постоянного возбуждения; частично они перемещаются и получают выражение в форме телесных задержек, образуя то, что 3. Фрейд назвал «истерической конверсией» ,симптомами которой могут являться параличи, контрактуры (перенесенные на другие места проявления мускульной энергии), галлюцинации, боли, различные непроизвольные действия. Словом, при объяснении истерии на первое место были выдвинуты именно аффективные процессы.

В процессе воспроизведения своих патогенных впечатлений, представлений больной может выразить словами аффективные переживания. Задача терапии как раз и состоит в том, чтобы склонить больного к воспроизведению в словесной форме предшествующих патогенных представлений, в результате чего происходит необходимая разрядка того аффекта, который ранее не осознавался.

В современном употреблении об аффектах говорят на трех концептуальных уровнях, относя это понятие к: 1) клиническим проявлениям чувств, прежде всего связанных со спектром переживаний удовольствия/ неудовольствия, 2) сопутствующим нейробиологическим феноменам, включая гормональные, секреторные, вегетативные и соматические, 3) метапсихологическим понятиям, связанным с представлением о психической энергии, инстинктивных влечениях и их разрядке, Я и его структуре и т.д.