Меню
Термины "Б - В"
Бегство в болезнь
Образное выражение для описания поведения человека, стремящегося разрешить внутриличностные конфликты путем образования симптомов болезни.

Разрешение внутрипсихического конфликта посредством образования невротического симптома является удобным и желательным выходом для человека, которые не хочет или не может осуществлять трудную и мучительную работу по преодолению конфликтной ситуации, требующей значительной затраты его физических или душевных сил. Подобная стратегия оказывается выгодной для него - благодаря отступлению в невроз он получает внутреннюю выгоду от болезни, к которой присоединяются и внешние преимущество, т.к. окружающие люди с сочувствием относятся к больному, не предъявляют ему строгих требований. Здесь имеет место регрессия к инфантильному состоянию жизни.

Бегство в болезнь чревато развитием хронической иппохондрии и хронической психосоматики, когда за психику, не желающей признавать очевидные психические конфликты, начинает "работать" тело, зачастую тщетно показывая наличие этих проблем. Но "убежавший в болезнь" человек не желает этого видеть, считая, что бегство в болезнь является единственным выходом для человека, находящегося в неблагоприятной для него и окружающих его людей ситуации.

Бегство в здоровье
Образное выражение, в анализе используемое для характеристики быстрого выздоровления, свидетельствующего не о действительном исцелении пациента, а о его нежелании продолжать анализ. В основе этого явления лежит страх перед вскрытием бессознательных влечений и неприемлемость к их осознанию.

Частым бегство в здоровье бывает в семейной психотерапии, оно же там бывает хорошо и наглядно видным. К примеру, если психотерапию начинает пара, особенно при работе с разными специалистами (жена - с одним, муж с другим), то один из партнеров, чаще - мужчина, перестает ходить к своему специалисту, а в семейной жизни начинает себя вести образцово-показательно, обозначая и заявляя другому, что он все осознал и понял. Чаще всего такая ситуация заканчивается срывом у образцово-показательного партнера, более сильным, чем те, что он позволял себе до этого, и отбрасывает пару к ситуации еще худшей, чем она была до обращения за психологической помощью.

Изменение психике - процесс постепенный и незаметный изнутри. Это проживание заново части своей жизни, овладение новыми способами реагирования, как, к примеру, обучение игре на музыкальном инструменте. Понятие "бегство в здоровье" применимо в контексте психоанализа, психоаналитической психотерапии,вообще любой глубинной психотерапии. Для случаев, которыми занимается психологическое консультирование (решение ситуационных задач), данный термин неприменим.

Также бегство в здоровье можно рассматривать с научной точки зрения в свете теорий защитных механизмов психики. Такая защита по своей сути является маниакальной.

Бессознательное
В качестве прилагательного термин относится к психическому содержанию, недоступному в данный момент осознанию, что можно видеть на примерах ошибочных действий, сновидений, бессвязных мыслей и умозаключений. Все, что исключается из области сознания, даже если частично (предсознательное) и может быть пробуждено посредством фокусировки внимания, принадлежит сфере, называемой описательное бессознательное.

В качестве существительного термин бессознательное означает одну из динамических систем, описанных Фрейдом (1915) в его ранней топографической теории психического аппарата. Фрейд полагал, что определенная часть психического содержания и психической активности, репрезентирующая влечения, никогда не была сознательной. На их пути стоит жесткая цензура, налагаемая предсознательным на систему бессознательного (первичное вытеснение). Остальное содержание достигло сознания, но затем было вытеснено (собственно вытеснение). Вытеснение осуществляется посредством особой энергии - контркатексиса. Концепция распределения и взаимодействия психических энергий составила третий, экономический, подход фрейдовской метапсихологии. Содержание бессознательного может быть в целом отождествлено с Оно (в понятиях структурной теории), но некоторые аспекты Я (защитные механизмы, аффекты и др.) и Сверх-Я (моральные стандарты) также носят бессознательный характер. Это открытие привело к тому, что Фрейд разработал вторую топографическую модель, ныне известную как трехкомпонентная модель или структурная теория.

Основные черты бессознательного как системы сводятся к следующим:

а) содержания бессознательного являются "репрезентаторами" влечений;

б) эти содержания управляются особыми механизмами первичных процессов, а именно сгущением и смещением;

в) содержания бессознательного, сильно нагруженные энергией влечений, стремятся вернуться в сознание и проявиться в поведении (возврат вытесненного), однако они способны найти доступ к системе "Предсознание-Сознание" лишь в результате компромиссов, будучи искажены цензурой;

г) чаще всего подвергаются фиксации в бессознательном детские желания.

Бихевиоризм
Бихевиоризм (поведенческая психология) - одно из самых масштабных направлений в психологии, получившее развитие в начале 20-го столетия. Основателями считают Дж. Уотсона и Р. Скиннера. В качестве предпосылки выступили работы Э. Торндайка, обобщающие его исследования поведения и научения животных. Бихевиоризм отказывается рассматривать субъективный внутренний мир человека и концентрирует свое внимание на поведенческих аспектах человеческого проявления. К поведению бихевиористы относят все внешние наблюдаемые реакции организма (в том числе, отдельных органов) на внешние воздействия. За единицу анализа в бихевиоризме принимают конкретную связь стимула (S) и реакции (R). Формула «S - R», с точки зрения бихевиористов, идеально описывает модель человеческого поведения, которое развивается через приобретение новых Реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы. Но приведенная формула слишком прямолинейно объясняет человеческое поведение: есть определенный стимул будет определенная реакция. В реальности на поведение человека действует не только сама ситуация, но и некие другие составляющие (например, в ситуации конфликта не все ведут себя одинаково: один драться полезет, другой заплачет, третий убежит и т.п.). Поэтому последователи классического бихевиоризма - необихевиористы - в формулу вводят промежуточные переменные: установки людей, их ценности и потребности, характеристики самой ситуации. Одной из самых значительных идей бихевиоризма является идея подкрепления, т.е. любая новая реакция может быть закреплена либо сневелирована за счет позитивного или негативного подкрепления. «Позитивное подкрепление» - это некие приятные последствия, которые наступают после определенного действия. В качестве позитивного подкрепления могут выступать: подарки, улыбка, комплимент, ласковое слово или прикосновение, или еще что-либо приятное для человека. Под «негативным подкреплением» понимаются некие негативные (и преимущественно естественные) последствия совершенных действий. Негативное подкрепление не идентично наказанию, которое всегда сопряжено с нанесением ущерба, вреда и привнесением чего-то плохого. Негативное подкрепление тормозит нежелательные действия или поступки более мягким и надежным, в сравнении с наказанием, образом.
Викарное научение
Викарное научение (наблюдение со стороны) - это научение посредством наблюдения за некой «моделью» и сознательным взятием на вооружение ее поведения и опыта, с полным представлением о целях и последствиях такого поведеня
Влечение
Влечение - это динамический процесс, при котором некоторое давление (энергетический заряд, движущая сила) подталкивает организм к некоторой цели. По Фрейду, источником влечения является телесное возбуждение (состояние напряжения); эта цель достигается в объекте влечения или благодаря этому объекту.

Фрейд употреблял и четко разграничивал два различных термина -инстинкт и влечение. Говоря об инстинкте, он имел в виду биологически наследуемое поведение животных, характерное для вида в целом, развертывающееся по заранее определенным схемам и приспособленное к объекту. Под влечением - "психическое представительство непрерывного внутри соматического источника раздражения".

В свете обобщений психоаналитическое понимание влечений у Фрейда сводилось к следующему: а) влечение отличается от раздражения: оно происходит от источника раздражения внутри тела и действует как постоянная сила; б) во влечении можно различать источник, объект и цель (источник влечения - состояние возбуждения в теле, цель - устранение этого возбуждения), влечение становится психически действенным на пути от источника к цели; в) психически действенное влечение обладает определенным количеством энергии (либидо); г) отношение влечения к цели и объекту допускает изменение: они могут быть заменены другими целями и объектами, в том числе социально приемлемыми (сублимация); д) можно различать влечения, задержанные по пути к цели и задерживающиеся на пути к удовлетворению; е) существует различие между влечениями, служащими сексуальной функции, и влечениями к самосохранению (голод, жажда), сексуальные влечения характеризуются пластичностью, замещаемостью, отстраненностью, в то время как влечения к самосохранению непреклонны и безотлагательны.

Новое положение в психоаналитической теории сводилось к признанию двух видов влечений: сексуальных, понимаемых в широком смысле (Эрос), и агрессивных, цель которых - разрушение. Если отвлечься от эротического компонента основными влечениями являются влечение к жизни и влечение к смерти.

Влечение к жизни
Влечение к жизни - одно из основных понятий в психоаналитической теории влечений, использованное З.Фрейдом для обозначения внутренне присущего живому организму стремления к изменению и развитию. Влечение к жизни связано со стремлением сексуальных влечений соединить части органического в некое единство. Оно противостоит разрушительным тенденциям, существующим и действующим в живом организме. Понятие "влечение к жизни" тесно связано с понятием "влечение к самосохранению". Влечение к жизни - один из основных факторов, определяющих лицо современного общества, определяющих его стабильное функционирование. Однако, под влиянием социальных, генетических и психологических причин набирает силу противоположная тенденция - влечение к смерти, которое характеризуется саморазрушением, войнами, эпидемиями. Если есть жажда жизни - то где-нибудь в скрытом виде обязательно будет жажда смерти. В вышеописанных ситуациях она может захватить контроль над человеком – именно поэтому так много людей кончают жизнь самоубийством.
Влечение к смерти
Влечение к смерти - понятие классического психоанализа, введенное З.Фрейдом для обозначения присущего всему живому стремления к разрушению. Влечение к смерти направлено на разрыв связей, на возвращение живого организма в состояние неорганической материи. Оно противоположно влечению к жизни, цель которого - созидать, сохранять, поддерживать существование. Влечения к жизни и смерти равнозначны по своей мощи. В органическом мире борьба между ними характеризуется постоянной сменой ее результатов - что-то исчезает, а что-то появляется вновь. Эта борьба обусловлена напримиримым антогонизмом между влечением к жизни и влечением к смерти. Эти влечения соприсутствуют друг с другом и нераздельны в своем единстве.

Для Фрейда работа смерти заключалась в возвращении или восстановлении прежнего состояния недифференцированного бытия, это то влечение "которое ищет, как покончить с жизнью раз и навсегда и восстановить неорганическое состояние". Фрейд не утверждал, что смерть - единственная цель жизни, он утверждал, что смерть вместе с принципом жизни под властью древнего Эроса сохраняет диалектическое напряжение, и эти две силы разума онтологически неразделимы.

Внимание свободно парящее
Свободно парящее внимание - техническое правило психоанализа, которое предписывает психоаналитику встречать все, что говорится пациентом с "равномерным вниманием" и отмечать в своей памяти все совершенно одинаково (без выделения главного и второстепенного, наиболее существенного и неважного), что соответствует требованию свободного ассоциирования, предъявляемого пациенту.

Правило свободно парящего внимания представляет собой желательную установку, способствующую осуществлению эффективной работы в процессе аналитической терапии. Данное техническое правило психоанализа является, по сути, идеалом, который сложен для аналитика, не обладающего сильно развитой памятью.

Фрейд в статье "Рекомендации врачам, практикующим психоанализ" (1912 г) указал на наиболее существенные предварительные условия для аналитического понимания. Аналитику предлагается слушать свободные ассоциации со "свободно парящим вниманием". "Ему следует удерживаться от всякого сознательного влияния на свою способность наблюдать и полностью отдаваться своей "бессознательной памяти". "Наиболее успешны те случаи, где каждый действует, как это и было, без какой-либо видимой цели, позволяет себе удивляться каждому новому повороту темы... Правильное поведение аналитика состоит в переходе, в соответствии с потребностью, от одной психической установки (свободно-плавающее внимание) к другой (интеллектуальная оценка), в избегании спекуляции или размышления над случаями в ходе анализа и подчинении полученного материала синтетическому процессу обдумывания только после того, как анализ завершен".

Выгода от болезни
Выгода от болезни - бессознательно мотивируемое стремление извлечь выгоду из невротических симптомов или болезни. Первичная выгода относится к мотивам, ведущим к образованию и первому проявлению симптомов. Она имеет два компонента. Внутренний компонент относится к выгодам от симптома как компромиссного образования между конфликтующими инстинктивными влечениями и силами вытеснения (Сверх-Я). Фрейд описал этот внутренний элемент как "сбережение психических усилий... наиболее приемлемое в экономическом смысле разрешение ситуаций, где имеет место психический конфликт" ("бегство в болезнь".) Внешний компонент первичной выгоды относится к использовонию симптома для смягчения межличностных конфликтов или иных внешних угроз, служащих пусковым механизмом внутреннего конфликта.

Вторичная выгода представляет собой преимущество, которое пациент получает от уже сформированных симптомов. Это выгода не приводит к симптомообразованию, но способствует закреплению болезни и сопротивлению лечению. Выгода от болезни в защитном и адаптивном отношении меняется с момента симптомообразования в бесконечном процессе защитных усилий Я. Будучи действенной, выгода от болезни оказывается на самом деле сомнительной с точки зрения нормального функционирования индивида, не только усугубляя психическое состояние больного, но и нанося урон окружающим его людям.



Вытеснение
Представления З.Фрейда о вытеснении легли в основу психоанализа. Вытеснение состоит в бессознательно мотивированном забывании, или избежании осознания внутренних побуждений и внешних событий, которые репрезентируют соблазны, неосуществимые и пугающие желания и наказания за запретные наслаждения, а также просто намекают на них. Информация блокируется, чтобы помешать ее воздействию и избежать страданий при осознании. Тем не менее, хотя вытесненное не переживается на сознательном уровне, оно сохраняет свою действенность и продолжает оказывать влияние с бессознательного уровня.

Вытеснение является основным защитным механизмом человеческой психики, причисляемый к защитам "высшего порядка".

С точки зрения развития, вытеснение можно рассматривать как средство, с помощью которого ребенок справляется с нормальными с точки зрения развития, но неосуществимыми и пугающими желаниями. Он постепенно научается отсылать эти желания в бессознательное.

Паттерн неклинического действия вытеснения наиболее иллюстративен в случае простого забывания имен или намерений – того, что Фрейд называл частью «психопатологии обыденной жизни». В психоанализе обнаруживается, что имя или намерение забываются, если они сопряжены с подавленным мотивом, обычно из-за их ассоциации с неприемлемой инстинктивной потребностью.

Конфликты возникают в случаях, когда происходят события, относящиеся к материалу, вытесненному в прошлом. Если попытка вытесненного материала найти разрядку в виде дериватов (производных) терпит неудачу, возникает стремление вытеснить любое событие, ассоциативно связанное с изначально вытесненным материалом. Этот процесс получил название «вторичного вытеснения». Создается впечатление, что вытесненное, подобно магнетической силе, притягивает все, хоть как-то связанное с ним, чтобы тоже подвергнуть вытеснению.

Вытеснение может выдавать себя двояким образом:

- «пустотами», т.е. отсутствием определенных идей, чувств, отношений, которые представляли бы адекватную реакцию на действительность (вторичное вытеснение);

- навязчивым характером приверженности неким идеям, чувствам и отношениям, представляющим собой дериваты.

Собственно вытеснение – основной механизм истерии. Отношение к неприемлемым вещам таково, словно они не существуют, при этом вытесняются, как правило, сексуальные побуждения, агрессивность же признается и расценивается как зло.

Поскольку вытесненное продолжает существовать на бессознательном уровне и формирует дериваты, вытеснение никогда не происходит раз и навсегда, на его поддержание требуется непрерывный расход энергии, так как оно постоянно стремится к разрядке, и для реализации других целей энергии уже не хватает. Этим объясняются некоторые виды невротической усталости. Типичное невротическое чувство неполноценности соответствует энергетическому истощению. У невротиков формируются установки на избежание ситуаций, в которых возможна мобилизация вытесненного материала (фобии).

Элемент вытеснения присутствует в действии большинства защит высшего порядка. В свете этого обстоятельства можно приветствовать изначальное предположение Фрейда, что вытеснение является прародителем всех других видов защитных процессов. После того, как Фрейд осуществил структурное деление психики на Оно, Я и Сверх-Я, он пришел к выводу, что вытеснение является делом Сверх-Я, которое "проводит вытеснение или само, или по его заданию это делает послушное ему Я".