Меню
Термины "Д"
Деперсонализация
Деперсонализация - изменение самовосприятия, при котором временно утрачивается или искажается представление о собственной реальности. Образ себя расщепляется на отстраненное наблюдающее Я и действующее или переживающее Я, что сопровождается чувством самоотчуждения или нереальности Я. Основным для данного феномена является чувство нереальности. Части тела или сам человек могут казаться измененными, нереальными, не принадлежащими себе; чувство собственной идентичности сохраняется, но связь с наблюдающим Я сильнее, чем с действующим.

Деперсонализация и сязанная с ней дереализация могут возникать у нормальных людей в ситуациях реальной внешней опасности. Оба феномена служат фантазии отрицания, то есть фантазии о том, что опасность нереальна или сам человек лишь наблюдатель, не вовлеченный в опасную ситуацию. Многие авторы едины в том, что деперсонализация является результатом внутрипсихического конфликта, при котором Я в той или иной степени неудачно пытается защитить себя от тревоги, имеет место повышение физической энергии, вложенной в саморегуляцию Я, при котором психическая функция, обеспечивающая критику, сохраняется.

Депрессивная позиция
Понятие, используемое в психоанализе для описания одного из ранних этапов развития ребенка и изменений, происходящих в его психической организации.

Термин «депрессивная позиция» был использован М. Кляйн при рассмотрении специфики интеллектуального и эмоционального развития младенца. Она исходила из того, что в первые три или четыре месяца жизни ребенка у него развивается депрессивная тревога, основанная на чувствах любви и деструктивных импульсах по отношению к материнской груди, что приводит к параноидно-шизоидной позиции (двойственное отношение к первому объекту - "хорошая" и "плохая" грудь). Затем в течение второй четверти первого года жизни развитие ребенка характеризуется младенческой депрессивной позицией, свидетельствующей о наступлении определенных изменений в его отношениях с окружающим миром, у него усиливается идентификация с матерью, она воспринимается как "цельный объект", а также развивается способность выражать свои эмоции по отношению к другим людям и окружающему миру. В его психике начинают действовать процессы синтеза и интеграции, способствующие ослаблению противоречий между внутренними и внешними образами. Вместе с тем, эти же процессы становятся причиной того, что предшествующие конфликты между любовью и ненавистью набирают силу, а амбивалентность переживается по отношению к целостным объектам.

Способность ребенка переносить тревогу в определенной степени детерминирована более ранним развитием, и если есть "сильная регрессия от депрессивной к параноидно-шизоидной позиции", то это может сказаться на последующем развитии ребенка.



Депрессия, депрессивные неврозы
Депрессия - настроение или аффект, проявляющиеся такими субъективными феноменами, как чувство угнетенности, безнадежности, беспомощности, вины, самокритика, снижение интереса к внешней активности. Эти проявления сопровождаются снижением психомоторной подвижности, безразличием к окружающему, усталостью, снижением сексуальных влечений, анорексией, запорами, бессонницей. Эти физические проявления являются вегетативными признаками депрессии и основой давно существующих предположений о ее психосоматической природе.

Фрейд предполагал, а Абрахам последовательно разрабатывал идею, что важнейшим источником склонности к депрессии является переживание ранней потери. Ранняя потеря не обязательно является явной и наблюдаемой (например, смерть родителя), она может быть более внутренней и психологической (чаще всего - отсутствие принятия и эмоционального понимания со стороны матери в восстановительной подфазе процесса сепарации-индивидуации). Другими поощряющими депрессивные тенденции обстоятельствами являются семейная атмосфера, где существует негативное отношение к плачу (трауру), а также характерологическая депрессия у родителей - особенно в ранние годы развития ребенка.

В итоге люди с депрессивной психологией считают, что в своей глубине они плохи, они приходят к убеждению, что что-то в них привело к потере объекта, и всегда страдают неизмеримым чувством вины. Факт, что они были отвергнуты, трансформируется в бессознательное убеждение, что они заслуживают отвержения, и именно их недостатки его вызвали. Соответственным получается набор основных защит депрессивных личностей - это интроекция, обращение против себя, идеализация.

Депрессивные неврозы - это состояния, с психодинамической точки зрения соответствующие психоневрозам, главным проявлением которых является депрессивный аффект. При депрессивных неврозах оценка реальности сохранна, а симптомы менее выражены, чем при психотических реакциях. Депрессивное настроение развивается у лиц, переживающих изменения или угрозу изменений жизни. При этом важным психодинамическим фактором является сознательное или бессознательное восприятие таких перемен, как личная утрата. Это - ситуационный депрессивный невроз.

Если аффект ограничен депрессивным настроением, сопровождается потерей интереса и удовольствия от деятельности на протяжении нескольких лет, то иногда используется термин дистимическое расстройство. Однако при этом тяжесть расстройств и психодинамические факторы не отличаются от таковых при депрессивном неврозе, с которым оно отождествляется.

Депрессивный характер означает хроническую подверженность депрессивному настроению; индивиду либо недостает способности испытывать удовольствие, либо это переживание кратковременно и сопровождается тревогой. Депрессия при этом не является выраженной, не отличается остротой и не переживается как симптом; индивид воспринимает ее просто как часть своей личност

Детский психоанализ
Психоанализ детских неврозов. Выдвинутое З.Фрейдом положение о том, что истоки возникновения неврозов уходят своими корнями в детство и связаны с особенностями психосексуального развития ребенка, с необходимостью подвело вопрос об изучении детских неврозов. Детский психоанализ начинался как приложение к взрослому. Отталкиваясь от идей Фрейда, последующие психоаналитики приступили к практическому анализу детских неврозов, что нашло свое отражение, в частности, в терапевтической деятельности А. Фрейд, М. Кляйн, Д. Винникотта и других аналитиков.

Техники детского анализа, хотя и сопоставимы с аналитическим методом, адаптированы к уровню развития Я, достигнутого ребенком. В своей исследовательской и терапевтической деятельности А. Фрейд исходила из того, что детский психоанализ требует специальной техники, поскольку в отличие от взрослого ребенок является незрелым, несамостоятельным существом, решение на анализ никогда не исходит от него самого, он не чувствует никакого нарушения и чаще всего у него нет сознания того, что он болен. Учитывая эти особенности, детский психоанализ предполагает прежде всего более или менее длительный подготовительный период, на протяжении которого осуществляется как бы «дрессировка» ребенка для анализа, исследование всей семьи ребенка, приглашение родителей ребенка для беседы, т.к. при неблагоприятной атмосфере в семье лечение эффекта не даст; воспитание чувства доверия у ребенка.

Если суммировать практическую работу А. Фрейд, М.Кляйн и других детских психоаналитиков, работающему с детьми аналитику необходимо придерживаться следующих правил: он не должен оставаться безличным по отношению к маленькому пациенту, необходима большая эмоциональная выкладка и эмпатия; вместо толкования свободных ассоциаций и поступков пациента аналитик должен предложить ребенку метод русунков и игровой активности и направить свое внимание на те моменты, где «разыгрываются невротические реакции», и связать их с домашней средой, отношениями между его родителями и его отношением к ним, прежде всего, к матери; окружающим ребенка миром; аналитик должен учитывать то обстоятельство, что внешний мир оказывает «на механизм инфантильного невроза и на течение анализа» более сильное влияние, чем у взрослого пациента; при работе с ребенком аналитик должен суметь занять место его Я-идеала и ему не следует начинать свою терапевтическую.деятельность до тех пор, пока не будет уверен в том, что он «окончательно овладел этой психической инстанцией ребенка»; аналитик должен обладать авторитетом в воспитательном отношении, т. е. анализировать и воспитывать, позволять и запрещать, «разрывать и вновь связывать».

Уникальная особенность детского психоанализа состоит в том, что он происходит в условиях развивающейся и меняющейся личности. Его главное отличие от взрослого анализа - сугубо практический характер. Тогда как у взрослых аналитик узнает о детстве методом реконструкции вытесненного, у детей он наблюдает и реконструирует психические процессы в текущий период через игру и деятельность ребенка и может легко судить о причинах травматизации.

Метод наблюдения является ведущим в психоаналитической работе с ребенком и интуитивно угадывать и чувствовать ощущения ребенка - искусство аналитика

Дефект Я
Невозможность осуществления или повреждение одной или более функций Я. Термин дефект Я принято относить к неблагоприятно влияющим на отдельные функции Я моментам развития, особенно к тем, которые способны нарушить психическую защиту и адаптацию.

Дефекты Я могут основываться на конституциональных факторах, а также на факторах, связанных с индивидуальным опытом и развитием. Обычно их воздействие проявляется в первые годы жизни, когда Я начинает развиваться. Они выражаются в психопатологии Я - нарушении дифференциации себя и объектов, проблемах в формировании идентичности, становлении механизмов защиты и совладания, модулировании инстинктивных влечений, о также в нарушении восприятия, познания и проверки реальности. Хотя эти дефекты возникают и даже могут проявляться в ранней жизни, в некоторых случаях они клинически выражаются лишь под влиянием психического стресса. Клиническое выражение дефектов Я находит свое отражение в деперсонализации, дереализации, маниакально-депрессивных и иных патологических состояниях пациентов.

Доступность анализу
Доступность анализу - понятие, относящееся к комплексу суждений о готовности и пригодности пациента к психоаналитическому способу терапии.

В настоящее время большинство аналитиков судят о доступности анализу пациента на основе оценок всей его личностной организации и жизненной ситуации. Сюда относятся, помимо прочего, целостность и зрелость психического аппарата (Оно, Я, Сверх-Я) и различных его функций, с также мотивация анализируемого в отношении терапии. При этом важно, чтобы тяжесть страдания пациента оправдывала серьезность подобного вмешательства, а желание пациента лечиться не являлось результатом давления со стороны официальных органов или чрезмерного влияния со стороны членов семьи. Требования, предъявляемые психоаналитическим процессом к пациенту, включают способность к свободному ассоциированию, готовность жертвовать необходимым временем и деньгами, толерантность к фрустрации, способность к созданию терапевтического альянса (помогающего преодолевать регрессивные переживания, связанные с переносом), толерантность к тревоге и другим сильным аффектам без последующего ухода или отыгрывания.

У некоторых пациентов проявления клинической картины, личностные особенности, характер жизненной ситуации свидетельствуют о том, что в настоящее время проведение анализа будет безуспешным. Для достижения стабильного, доступного работе переноса необходима достаточная дифференциация себя и объектов. Поэтому противопоказаниями для анализа являются неадекватная оценка реальности как следствие магического мышления либо использования таких примитивных механизмов защиты, как проекция, отрицание, сверхидеализация или обесценивание; выраженные саморазрушительные или деструктивные тенденции, садистское или криминальное поведение. Не оставляют возможности для анализа или серьезно ему препятствуют недостаточные физические кондиции пациента, например физическая неспособность посещать сеансы или требующие неотложного вмешательства медицинские проблемы, в частности хирургические. Кроме того, определенные прогнозируемые особенности невроза или характера пациента (например, выраженные контролирующие тенденции, неконтролируемая импульсивность, патологическая лживость, крайняя тревожность, неослабевающее сопротивление лечению) могут при соответствующей интенсивности блокировать или даже прервать анализ.

Все вышесказанное применительно к классическому психоанализу, различные же техники позволяют работать в психоаналитических рамках с сильно нарушенными пациентами пограничного и психотического уровня.