Меню
Термины "Е - З"
Желание
В психоанализе желание - это психический импульс, побуждение, направленое на удовлетворение потребности человека.

Бессознательное желание стремится осуществиться, опираясь, по законам первичного процесса, на знаки, связанные с первым опытом удовлетворения. На примере сновидений психоанализ показал, как желание запечатлевается в компромиссной форме симптомов.

В наиболее развернутом своем определении желание связано с опытом удовлетворения, вследствие которого мнестический образ восприятия оказывается связан с мнестическим следом возбуждения, порождаемого потребностью. Как только заново возникает эта потребность, установившаяся связь порождает психический импульс к перенагрузке мнестического образа восприятия и даже к вызову самого этого восприятия, т.е. к восстановлению ситуации первичного удовлетворения; это побуждение и называется желанием; возникновение этого восприятия и есть "выполнение желания".

Бессознательные желания в случае их неудовлетворения приводят психику к фрустрации, подавление их обычно осуществляется с помощью Суперэго путем формирования различных защитных механизмов, которые формируют тип характера человека. Более щадящим методом ограничения бессознательных желаний представляется укрепление Эго, которое происходит в процессе психоанализа.

Зависть к пенису
Это психическая установка, отражающая неудовлетворенность девочек собственными гениталиями, ощущение своей ущербности и исполненное раздражения, агрессивное и страстное желание иметь пенис. По мнению Фрейда, зависть к пенису является первичным организатором женственности, поэтому ей отводилась фундаментальная роль в формировании женской сексуальности. Фрейд считал, что зависть к пенису представляет собой желание воображаемого замещения пениса, отсутствующего у девочки по причине неправильного ее поведения либо отвержения или злого умысла со стороны матери. Речь также идет о желании иметь отцовский пенис или родить от отца ребенка.

Зависть к пенису оставляет глубокий след в психике женщины, сказывается на формировании ее характера, предопределяет ее психосексуальное развитие. Обычно зависть к пенису ведет к становлению нормальной женственности, но она же может приводить к подавлению сексуальных влечений или к развитию комплекса мужественности, т. е. стремлению девочки походить на мальчика. В первом случае последствием такого развития может быть невроз. Во втором случае - перверсии, отклонения в сексуальном поведении. Словом, зависть к пенису рассматривалась 3. Фрейдом в качестве основного мотива развития женщины и отправного пункта, способствующего пониманию специфики женской психологии.

Защита
Защита в психоанализе - это совокупность сознательных или бессознательных действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости биопсихологического индивида. Поскольку эта устойчивость воплощается в Я, которое всячески стремится ее сохранить, его можно считать ставкой и действующим лицом в этих процессах.

В целом речь идет о защите от внутреннего возбуждения (влечений, обычно сексуальных, деструктивных, эгоистических) и особенно от представлений (воспоминаний, фантазий), причастных к этому влечению, а также о защите от ситуаций, порождающих такое возбуждение, которое нарушает душевное равновесие и, следовательно, неприятно для Я. Подразумевается также защита от неприятных аффектов, выступающих тогда как поводы или сигналы к защите.

Понятие «защита» было использовано 3. Фрейдом при попытках психологического объяснения истерии, фобий, навязчивых представлений и галлюцинаторных психозов. Согласно его предположениям, защита направлена против невыносимого для человека представления с целью ослабления его посредством отделения от него аффекта и отвода этого аффекта из психики в соматику. Смещенный аффект обладает способностью возвращения из соматической области к первоначальному представлению, что может породить истерический припадок. Если невыносимое, болезненное представление имеет тесную связь с реальностью, то защита от него может привести к галлюцинаторному психозу, как отказу от реальности.

Высказанные З.Фрейдом в разное время идеи о защитах Я от бессознательных влечений и их действий в психике человека послужили отправной точкой для тех психоаналитиков, которые уделили внимание в своей терапевтической и исследовательской деятельности защитным механизмам Я.

Защитные механизмы личности
Защитные механизмы личности - это бессознательные действия или противодействия или адаптивные способы переживания человека, направленные на защиту от тех опасностей и угроз, которым он подвергается со стороны окружающей его реальности и своего собственного внутреннего мира; также они позволяют осуществлять позитивную оценку собственного Я. Другими словами, это ответ психики на болезненные факторы. Защиты складываются индивидуально в процессе развития личности.

Защитные механизмы можно обозначить, как успешные, если их осуществление окончательно блокирует нежелательные побуждения и безуспешные, при которых обязательно повторение или увековечивание процесса предотвращения запретных побуждений. Патогенные виды защитных механизмов, которые лежат в основе неврозов, принадлежат к безуспешным: блокируемые побуждения не достигают разрядки, а сохраняются во взвешенном состоянии на бессознательном уровне и даже усиливаются из-за постоянного действия их телесных источников, их связь с остальной личностью утрачивается, в результате возникает напряжение и возможен прорыв – возникновение невроза.

Существует классификация защитных механизмов по делению их на «примитивные» и «высшего порядка», что позволяет судить об уровне организации личности их носителя. Как правило, к защитам, рассматриваемым как первичные, незрелые, примитивные, или защиты "низшего порядка" относятся те, что имеют дело с границей между собственным Я и внешним миром. Защиты, причисляемые ко вторичным, более зрелым, более развитым или к защитам "высшего порядка", "работают" с внутренними границами — между Я, Сверх-Я и Оно или между наблюдающей и переживающей частями Я. Пограничная или психотическая личностная структура обусловлена отсутствием зрелых защит.

В психоаналитических описаниях стало общепринятым определять следующие защиты как «примитивные»: примитивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивные идеализация и обесценивание, проективная и интроективная идентификация, расщепление Я, диссоциация.

Люди, личность которых описана психоаналитическими наблюдателями как организованная на невротическом уровне, опираются в основном на зрелые защиты второго порядка. При этом они используют также и примитивные защиты, которые, однако, не столь заметны на фоне их общего функционирования и проявляются, как правило, лишь во время необычайного стресса. Основными защиты «высшего порядка» в соответствии с частотой их упоминания терапевтами-практиками и их соотносимостью с индивидуальными паттернами характера - вытеснение, регрессия, изоляция, интеллектуализация, рационализация, морализация, компартментализация, аннулирование, поворот против себя, смещение, реактивное формирование, реверсия, идентификация, отреагирование, сексуализация. Самые зрелые высшие защиты (сублимацию и юмор) можно отнести к механизмам преодоления тревожных ситуаций.

По набору основных используемых защит можно в целом определить также тип организации характера человека. Общая классификация выглядит так:

- психопатическая личность – всемогущий контроль, проективная идентификация, диссоциации и отыгрывания вовне;

- нарциссическая личность – идеализация и обесценивание;

- шизоидные личности – примитивная изоляция, интеллектуализация. Реже- проекция, интроекция, отрицание, обесценивание;

- параноидные личности – проекция, проективная идентификация, необычные формы отрицания и реактивных образований;

- депрессивные личности – интроекция, обращение против себя, идеализация;

- маниакальные личности – отрицание, отреагирование вовне, сексуализация, обесценивание, в психотическом состоянии – всемогущий контроль;

- мазохистические личности – как и депрессивные- интроекция, обращение против себя, идеализация, кроме этого – отреагирование вовне (с риском нанесения ущерба самому себе), отрицание, моральные мазохисты – морализация;

- обсессивные личности – изоляция аффекта, рационализация, морализация, раздельное мышление, интеллектуализация, реактивное образование, смещение аффекта;

- компульсивные личности – аннулирование, реактивное образование;

- истерические личности – вытеснение, сексуализация, регрессия, противофобическое отыгрывание вовне, реже диссоциативные защиты;

- диссоциативные личности – диссоциация.

Применительно к психоаналитической практики понимание и распознавание защитных механизмов имеет исключительно важную роль для правильной диагностики и выбора верной техники терапии.