Меню
авторский семинар Светланы Эрик
СИМПТОМ КАК ГОЛОС ДУШЕВНОЙ БОЛИ
семинар в записи, 5 часов 30 минут

Едва ли можно встретить человека, который ничего не слышал о психосоматике. Но, как это часто бывает, чем более широкую известность обретает это направление, тем больше размываются его границы и упрощаются (порой до абсурда) его основополагающие идеи. Поэтому сейчас особенно важно, чтобы помогающие специалисты обладали целостным представлением о психосоматике, стремясь услышать голос души, взывающей через телесный симптом, а не поставить «диагноз по аватарке».


В 1946 году Юнг пишет: «Желательно подходить к каждой болезни и с психологической стороны тоже, потому что это может быть крайне важно для процесса излечения». А чуть позже он отмечает, что в некоторых случаях болезнь может быть «полноценной стадией процесса индивидуации».

Поговорили о:
1
Симптом и переживание клиента
Когда клиент говорит о физическом недуге, мы можем буквально воспринимать его слова, абсолютно не замечая, как клиент приносит нам важные бессознательные мотивы переживания в виде фраз ("у меня такой диагноз", "это не лечится" или "я пью лекарства и они помогают или не помогают").
2
Сложности и техника работы с соматизированным контрпереносом
Телесный контрперенос ещё называют соматизированным, его непросто понять и сложнее интерпретировать, чем другие виды контрпереноса. Телесные ощущения - это самый ранний способ отклика человека на внутренние и внешние события.
3
Телесное третье в поле анализа
В аналитическом процессе происходит частичная передача индивидуальности третьему, благодаря чему совершается анализ. В этом третьем находятся не только психические содержания, но и соматические. У каждого из участников аналитического процесса есть не только воспоминания, мысли, чувства, но и телесный опыт. В том числе довербальный.
Про тело всегда сложнее думать и быть с ним в контакте, ощущать его при встрече с бессознательным. Душа живет в теле, не в мыслях, а чувствами. Чтобы отщепленные болезненные переживания появились в поле анализа и не продолжали жить в теле клиента, не разрушали дом его души, важно присутствовать телесно.

Поле анализа - это то место, в котором постепенно размещается диссоциированые, отщепленные, вытесненные, забытые переживания. И только при окрепшем Эго, бессознательное может быть ментализированно и отгореванно. Если не протсходит процесса горевания, тело принимает удар на себя и боль продолжает в нем жить.

Часто мы носим что-то не свое. И это не свое не на пустом месте к нам прилипло. Как говорил Юнг, подобное было и в нас. Не похожее, не одинаковое, а именно подобное. Ведь не зря вы так много писали про образы и символы в поле, а их значение не односложное, а многогранное, и для каждого имеет свой ассоциативный ряд.

Ещё сложнее ментализировать, когда нам попадают в ранние переживания. Поэтому супервизии, личный анализ и чтение профессиональной литературы в группе коллег - неотъемлемая часть нашей профессии. Ведь какой бы ты профессией не обладал, этапы физиологического роста и развития у всех одинаковы. А вот наполнение бессознательного у всех разное. И если ранняя детская травма не прожита, тогда тело берет удар на себя. Или... тела просто нет и есть сплошная интеллектуализация.
Семинар поможет ответить на вопросы:
  • Как распознать в поле анализа свое и клиентское бессознательное, которое как магнит притянулось друг к другу и, возможно, вступило в бессознательный сговор?
  • Какие есть ориентиры бессознательной инфицированности чужим бессознательным, которые из-за сопротивления не проявляются в поле?
  • Как быть и что делать, если через проективную идентификацию в терапевте размещено иное, что-то, что невозможно ментализировать, осознать и прожить вместе? Что делать в таких случаях, чтобы самому не болеть?
  • Как телесно клиенту вернуться в его историю и оздоровиться, проживая давнюю боль (отгоревать), а терапевту выстоять рядом сопереживая?
  • На что обращать внимание при работе с ранней детской травмой?