Меню
авторский семинар Светланы Эрик
СЕПАРАЦИЯ И ИНДИВИДУАЦИЯ
23 марта 2025, 10:00 - 18:00, Zoom
«Индивидуация» означает: стать отдельным существом и, поскольку мы понимаем под индивидуальностью нашу самую сокровенную, последнюю и ни с чем не сравнимую уникальность, стать самим собой. Поэтому «индивидуацию» можно было бы также перевести как «восамление» или как «самоосуществление».

К. Г. Юнг, 1928


Процесс индивидуации включает в себя типологию, диссоциированные части личности и энергию, которая ведет человека к осуществлению его индивидуального замысла. Это становление собой, реализация того, кем или чем он предназначен стать.


Сепарация и индивидуация - это целостный процесс самосознания и самореализации.


Мы углубимся в тему, которая редко освещается в аналитическом поле. Мы рассмотрим глубинные аспекты сепарации и индивидуации, которые выходят далеко за рамки привычного понимания «я уехал, работаю, живу отдельно».

Мы обсудим, почему стремление к сепарации без опыта сближения ведёт к хаосу в отношениях. Как говорил Винникот, «слишком ранняя сепарация не даёт возможности обрести внутреннюю устойчивость».

Этот семинар - для тех, кто хочет глубже понять,

как сепарация формирует не только личность, но и ее судьбу.

Это будет погружение в саму суть психической автономии.

Процессы сепарации и индивидуации тесно связаны, но могут стагнироваться и останавливаться.

На каждом этапе развития этот процесс имеет свою уникальную окраску.
- Если человек застрял на обвинениях в адрес родителей и не может переключиться с «ты плохой» на «мне рядом с тобой плохо», то его энергия застревает, а процессы внутри психики останавливаются.
- Если же переключение происходит, тогда другой человек становится видимым.

Индивидуация связана с понятием целостности: насколько человек может целостно видеть себя?
Процесс индивидуации начинается после сепарации и превращается в жизненный путь.
Мы не можем до конца отделиться от коллективного и все время с ним соприкасаемся.

В семинаре будут освещены темы:

  • Сепарация с психоаналитической точки зрения, её механизмы и последствия.
  • Как сепарация начинается ещё до рождения и что происходит, если эти процессы нарушены.
  • Сепарационные цезуры, которые создаёт мать в процессе симбиоза с младенцем; встраивание в ребенка способности отделяться, подготовка к переходу от единого слияния к автономии.
  • Функция отца и её роль в психологическом взрослении — без неё полноценная сепарация невозможна.
  • Индивидуация в понимании Юнга, где процесс сепарации является его неотъемлемой частью. Ребёнок адаптируется к миру, индивидуируясь, а не отделяясь.
  • Сепарация как встреча с экзистенциальным одиночеством. Только выдержав опыт встречи с самим собой, человек может по-настоящему стать самостоятельным.

ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛИМ ВОПРОСАМ:


  • Как русская культурная деструктивность влияет на сепарационные процессы?
  • Что происходит с психикой, если сепарация прошла травматично или не случилась вовсе?
  • Как формируются состояния, когда человек не просто избегает прошлого, а не помнит его?
Часто задаваемые вопросы