Меню
История архетипов
Курс лекций по 9 архетипам.

  • Мы познакомимся с базовыми архетипами и архетипическими образами коллективного бессознательного.
  • Разберем разные примеры реализации архетипов в исторических процессах, а также в массовой культуре.


Задача курса
  • познакомиться с основными архетипическими образами, используемыми в аналитической психологии,
  • научиться видеть архетипическое вокруг нас - в ежедневных общественных социальных процессах и массовой культуре.

И мы, и наши клиенты ежедневно потребляем огромное количество контента. В определенном смысле с приходом информационной эпохи и интернета мы снова в большей мере погрузились в коллективные процессы, чем сто лет назад, и вернулись к более архаичным формам группового взаимодействия друг с другом.

В рамках лекций мы попытаемся объединить культурологические знания, философские взгляды и психоаналитические подходы в разборе основных архетипических паттернов коллективного бессознательного.

Курс завершен. Все лекции доступны к приобретению
Записи лекций
Программа курса
Архетип "Великой Матери"
История самого архетипа и коллективных процессов, связанных с Женским. Матриархат - что это и почему это не совсем про власть женщин 🙂Полюса архетипа: Мать Пожирающая и Мать Всеблагая.
Архетипические состояния: страх быть поглощенным и желание раствориться в чём-то большем. Поговорим о подобных сюжетах в массовой культуре, их актуальности и влияние на массовое сознание.
Взгляд на архетип в контексте аналитической психологии - Эрих Нойманн и другие.
Архетип "Великого Отца"
История в разных религиях и верованиях. Основные патриархальные религии и причем тут единобожие. Один из главных архетипов, разыгрываемых на политической сцене. Разные полюсы архетипа. Архетип в современной культуре - почему для массового сознания так важны Дарт Вейдер и Крестный отец.
Архетип "Трикстера"
Архетип в разных мировых религиях и верованиях. Разница в отношении к трикстеру в политеистических и монотеистических религиях (от культурного героя к демону). Трикстер и гендер. Аналитический взгляд и роль Трикстера в индивидуационных процессах.
Архетипический образ "Мудрого Старца"
История архетипа в разных религиях и верованиях. Традиция особого отношения к старцам в разных культурах - мировые "институты аксакальства". Мудрец как носитель Духа. Разные полюсы архетипа. Аналитический подход.
Архетип "Пуэра"
Архетип в разных мировых религиях и верованиях. Один из главных архетипов современной массовой культуры. Специфика коллективной проекции. Истоки философии "Живи ярко - умри молодым". Феномен современного рэпа и соцсетей как элементов архетипического.
Архетипический образ "Черной Мадонны".
История возникновения. Дохристианские культы. Символика.
Аналитический взгляд. Зачем Мадоннам шрамы.
Современные феминистские интерпретации.
Архетипический образ "Ребёнка".
История. Символика. Аналитический взгляд. Разные полюсы архетипа. Сюжет "Спасение ребенка" в современной культуре - феномен "Малыша Йоды" на коллективном уровне
Архетип "Жертвоприношения"
История архетипа в разных религиях. Виды и функции жертвоприношений для общества.
Философский, аналитический, психоаналитический взгляды. Жертвоприношение с современной культуре.
Архетип "Козла Отпущения"
История архетипа в разных религиях. Философский взгляд vs. Психоаналитический. Общее и отличие от архетипа Жертвоприношения. Комплекс КО как часть разыгрываемого архетипа.
Курс завершен. Все лекции доступны к приобретению
Записи лекций
Отзывы
Марина, супер. Точно, ёмко, всё по существу. Офигительно. Глубоко и полезно.
И нормально по скорости!))
Константин
Марина, спасибо большое! Время встречи промчалось) Очень ценно!!!
Елена
Марина, очень интересно, поднимает много материала и заряжает желанием эти архетипы изучать в глубину
Ксения
Благодарю @Marina Valentyuk очень интересная тема. Метафора с выжившими на острове, прям очень зашла. Никогда раньше не думала о важности и ценности такого архетипа!
Заряна
Ведущая курса
Марина Валентюк
по образованию филолог, 15 лет проработала в медиа. В качестве креативного продюсера телевизионных каналов исследовала массовую аудиторию и влияние контента на формирование массового сознания. В работе использовала, в том числе, концепцию Юнга о коллективном бессознательном и архетипах. Студентка МААП.

Сфера интересов: коллективное бессознательное, культурная антропология, массовая культура и психоанализ.